Ростов-на-Дону
Ряд выставок призван представить две ипостаси Слюсарева-творца: его легендарные «черно-белые квадраты» и цветную фотографию. Мероприятия проекта — лекция искусствоведа Ирины Чмыревой, круглый стол — позволят разобраться в том, на каких эстетических основаниях строится метафизическая фотография Слюсарева и возможны ли у нее последователи. Выставка российских фотографов дает утвердительный, хотя и неоднозначный ответ.
Сайт мероприятий: http://rostov.sliussarev.ru/
«В формате»: Знаменитые «черно-белые квадраты» А. Слюсарева открывают новую веху в истории советской фотографии. Автор внедряет такое понимание сюжетности, когда событие создается не репортажным повествованием, а отбором «малых», на первый взгляд, бессобытийных деталей и вещей. Композиционный минимализм позволяет сосредоточиться на выхваченной из реальности детали и медитативно вчитаться в смысл рождающейся метафоры.
«Межсезонье»: Работа с цветом А. Слюсарева выводит фотографию на уровень импрессионистической суггестии, задает взгляду наблюдателя лирическую тональность. Эти произведения не имеют ничего общего с фактографией как документальной фиксацией предметов. Цветные фотографии Слюсарева запечатлевают жизнь света и цвета в динамике, размывают границу между одушевленным и неодушевленным, молниеносно выхватывают объекты из физического бытия и помещают в поэтическое пространство.
«Обусловленное возникновение»: Александр Слюсарев — не только вдохновитель нового подхода в фотографии, но и создатель авторского термина, давшего имя целому явлению — «метафизическая фотография». Не будучи теоретиком, мэтр не оставил подробных разъяснений, но его наследие стало толчком для мощного развития метода. Ряд современных российских фотографов следуют художественным принципам Слюсарева и причисляют себя к его «школе». Однако именно отсутствие школы при жизни учителя вызывает бурные дискуссии среди «новых метафизиков». Выставка демонстрирует как общность движения, так и индивидуальные решения в его понимании.