Работы Александра Слюсарева будут представлены в новом проекте Государственной Третьяковской Галереи:
"Заложники пустоты"
Эстетика пустого пространства и «пустотный канон» в русском искусстве 1920-2000 годов.
… Проект отдела Новейших течений
Кураторы - Кирилл Алексеев, Кирилл Светляков
Тема «пустоты» - фундаментальная тема в искусстве ХХ века. Влечение к пустоте и боязнь пустоты равным образом стимулировали художественное мышление на всем протяжении столетия, что позволило критикам говорить о кризисе визуальности и расценивать «пустоту» или «ничто» как основную среду обитания современного человека, несмотря на мнимое заполнение пустот с помощью масс-медиа и новых коммуникаций.
Среди главных причин, определивших господство «пустотного канона» в художественной практике ХХ века, можно назвать 1. отсутствие подлинного мифа и как следствие - «абсолютизацию отсутствия абсолюта» (Ж. Батай»); 2. иконоборчество современных художников как реакция на промышленное производство художественных образов и панацея против зрелищности массовой культуры; 3. исчезновение референта в процессе медиализации образов; наконец 4. кризис репрезентации, вызванный критикой «чистой визуальности».
Тем не менее, при всём своём интересе к пустым пространствам и неверии в зрение художники ХХ века обнажали пустоту, чтобы актуализировать момент зрительного восприятия и сделать видимым процесс наблюдения за художественным объектом. Так «пустотный канон» стал единственным условием для включения зрителя в пространство рефлексии и саморефлексии. В русском искусстве ХХ века тематизация «пустоты» также стимулировалась за счёт литературных интенций, начиная от «философических писем» Чаадаева до произведений Сологуба и Хармса.
Цель проекта «Пленники пустоты» - проследить возникновение и историю пустых пространств в русском искусстве ХХ века от 1920-х годов (постсупрематический период) до современного искусства 2000-х, обнаружить внутреннюю структуры «пустот» в контексте перехода от традиционных искусств к новым медиа, от иллюзорных живописных и графических пространств к перцептивным пространствам инсталляций и видеопроекций.
Это будет первая попытка нащупать нерв, описать эстетическое бессознательное русской культуры и смоделировать целостную историю отечественного искусства ХХ века, которая до сих пор в зрительском сознании распадается на отдельные эпизоды, фрагменты и «проекты».
Экспозиция будет состоять из семи тематических разделов, в которых исторические произведения будут сопоставлены с работами современных художников. Своего рода эпиграфом к выставке послужит небольшой корпус произведений ХIX века, открывающих историю «пустотного канона».
Разделы:
I. 1920-1950-е гг: горизонты видения и власть пустоты
II. 1960: «метафизика» и сюрреализм
III. «Пустотный канон» в практике московского концептуализма
IV. Заполнение пустот: голоса, молчание и пустые действия
V. Остаточное, боковое и периферийное зрение
VI. Нон-спектакулярные практики: незримость как мнимая пустота
VII. Новые медиа: пустые сообщения и критика коммуникаций.
"Заложники пустоты"
Эстетика пустого пространства и «пустотный канон» в русском искусстве 1920-2000 годов.
… Проект отдела Новейших течений
Кураторы - Кирилл Алексеев, Кирилл Светляков
Тема «пустоты» - фундаментальная тема в искусстве ХХ века. Влечение к пустоте и боязнь пустоты равным образом стимулировали художественное мышление на всем протяжении столетия, что позволило критикам говорить о кризисе визуальности и расценивать «пустоту» или «ничто» как основную среду обитания современного человека, несмотря на мнимое заполнение пустот с помощью масс-медиа и новых коммуникаций.
Среди главных причин, определивших господство «пустотного канона» в художественной практике ХХ века, можно назвать 1. отсутствие подлинного мифа и как следствие - «абсолютизацию отсутствия абсолюта» (Ж. Батай»); 2. иконоборчество современных художников как реакция на промышленное производство художественных образов и панацея против зрелищности массовой культуры; 3. исчезновение референта в процессе медиализации образов; наконец 4. кризис репрезентации, вызванный критикой «чистой визуальности».
Тем не менее, при всём своём интересе к пустым пространствам и неверии в зрение художники ХХ века обнажали пустоту, чтобы актуализировать момент зрительного восприятия и сделать видимым процесс наблюдения за художественным объектом. Так «пустотный канон» стал единственным условием для включения зрителя в пространство рефлексии и саморефлексии. В русском искусстве ХХ века тематизация «пустоты» также стимулировалась за счёт литературных интенций, начиная от «философических писем» Чаадаева до произведений Сологуба и Хармса.
Цель проекта «Пленники пустоты» - проследить возникновение и историю пустых пространств в русском искусстве ХХ века от 1920-х годов (постсупрематический период) до современного искусства 2000-х, обнаружить внутреннюю структуры «пустот» в контексте перехода от традиционных искусств к новым медиа, от иллюзорных живописных и графических пространств к перцептивным пространствам инсталляций и видеопроекций.
Это будет первая попытка нащупать нерв, описать эстетическое бессознательное русской культуры и смоделировать целостную историю отечественного искусства ХХ века, которая до сих пор в зрительском сознании распадается на отдельные эпизоды, фрагменты и «проекты».
Экспозиция будет состоять из семи тематических разделов, в которых исторические произведения будут сопоставлены с работами современных художников. Своего рода эпиграфом к выставке послужит небольшой корпус произведений ХIX века, открывающих историю «пустотного канона».
Разделы:
I. 1920-1950-е гг: горизонты видения и власть пустоты
II. 1960: «метафизика» и сюрреализм
III. «Пустотный канон» в практике московского концептуализма
IV. Заполнение пустот: голоса, молчание и пустые действия
V. Остаточное, боковое и периферийное зрение
VI. Нон-спектакулярные практики: незримость как мнимая пустота
VII. Новые медиа: пустые сообщения и критика коммуникаций.
18 комментариев | Оставить комментарий